Быть честной, третья часть мне вообще не нравится. Очень многим. Автор данной рецензии перегибает палку, но в многом я с ним согласна:
Шовинизм как механизм защиты от инакомыслия и инакоформенности всегда характеризовался злом. Ответный экстремизм — тоже зло, воинствующая «инаковость» попытается добраться до обещанных конституцией человеческих прав и свобод любыми средствами.
Третья часть «X-Men» исповедует все тот же подход, что и первые две, опираясь на реально существующую проблему ксенофобии, (неприятия и отрицания всего «другого»). Проблема была, есть, и никуда исчезать не собирается. Непонятно другое: зачем отягощать непритязательный сюжет комикса дутой одиозностью и пафосом без узды?
Вслед за прославлением высоких идей о всеобщем равенстве, братстве, терпимости и проч и проч, потянется шлейф из высокопарных текстовок и не очень уместных в данном жанре кинозарисовок о чиновниках, радеющих за благо американского народа денно и нощно. Наверное, вкус к политике надо прививать с младых ногтей, чтобы вбить в формирующиеся умы мысль о гражданской святости отцов нации. И иже с тем подготовить себе достойную смену.
Патриотизм — он у них везде, даже чисто развлекательная продукция от него не спряталась, не скрылась. Может быть, существует некий «заказ» на столько-то унций поминаний всуе подлинной демократии и подлинно гуманистической власти, на столько-то метров пленки такого-то художественного изложения? Почему нет? Кино — важнейшее из искусств. Особенно для идеологической обработки масс, охотно развешивающих уши.
Режиссера сменили. Первые два фильма о людях-мутантах поставил Брайан Сингер, который отправился снимать «Возвращение Супермэна». Его поход налево где-то как-то совпал с расписанием съемок третьей части «Людей X». Наивный Брайан надеялся и верил, что магнаты с «Fox» его дождутся, что в третьей части он оторвется по полной программе, с его-то опытом, с его наработками и задумками, нереализованными в дилогии. Хотел создать шедевральное и поразительное, в духе эффектного апофеоза фрэнчайза.
Но у «Fox» был свой график выпуска фильмов. Раз волею судеб Сингер оказался занят, ему нашли замену — Бретта Рэтнера. Образное единство трилогии должно сохраняться в любом случае, и идеальный вариант, когда все три фильма идут за подписью одного человека. Условие способствует целостности замысла, как ни крути. Если без другого режиссера не обойдешься, и этот другой талантище — каши маслом не испортишь. Привнесет свое новое, сохранив хорошее старое.
С Рэтнером — диаметральная противоположность. Он, возможно, и умеет работать, но если выражаться терминами новой серии, «не тот уровень», явно ниже сингеровского. У Сингера все комиксовое нечеловеческое вписывалось в общую картину очень гармонично, сверхъестественное обретало смысл и выглядело логично и завершенно, без вопросов и ухмылок. Как и мотивации главгероев, которых здесь много, и ни про кого нельзя забыть. В глазах поклонников комикса непочтительное отношение к персонажам преступлению подобно.
Как же поступает новый режиссер? Следует сценарию не слишком одаренных подельщиков, не замечает отсутствия логических связок, текстовок «туши свет» и откровенной халтуры, сварганенной впопыхах в предельно сжатые сроки. Герои, на чьих образах строились сюжетные конструкции предыдущих серий, стремительно выбывают из действия, чтобы не путались под ногами. Времени на них нет, рантайм итак сократили дальше некуда.
Одних в срочном порядке меняют на других, и значимость новобранцев не просто поставлена под сомнение — ее даже не предполагалось. Новые участники присутствуют скорее для наполненности кадра, для визуального многообразия, нежели для обогащения сценария, пестрящего недочетами. После, как в шапито - показал, что умеешь - отвали. Истории и характеры никого не волнуют. Нужна армия — будет вам безликая армия на сходке. Идиотизм диалогов, ситуационных моделей, надрывный мелодраматизм с оплакиванием усопших и любовными недостраданиями, вызывают не интерес, не сопереживание, а стойкое раздражение.
Динамики, как таковой, не наблюдается: медленно, но верно, все предпосылки, все движения ведут к неумолимой развязке, десять минут развязка с яростным крушиловым металла, бетона и органических соединений, а потом движение вспять к победному финишу. Члены нового командного состава, которые могли стать всем, упорно не становятся ничем, невзирая на лучшие ожидания.
В связи с таковым раскладом масштабность замаха поражает: для маленького героя места нет, есть место ВСЕМ героическим мутантам против ВСЕГО героического немутантского. «Мутант — это звучит гордо». Замысел глобален. Но у режиссера кишка тонка снять хоть какую, но действительно сильную сцену, он их заваливает одну за другой. Последовательно. Нивелирует до степени школьной самодеятельности. Непрофессионализм чудовищный. Постановка — из рук вон. Рэтнера волнует большое целое, (слагаемое из частностей), но на частности он чихать хотел.
Сочувствовать можно неперманентному бреду, а здесь бреда столько, что он уже вываливается из рамок безо всякой меры. То день у них, то сразу же ночь, то оператор с бодуна с трясущимися руками, то толкание революционных речей направо и налево теми, кому не лень. (Всеми подряд). На фоне этого помещаются безумный зловредный старикан с безумной мегерой на пару. Он руководит партией диссидентов-маргиналов, похожих на «отморозков обыкновенных», а она чудесным образом избегает смерти, чтобы бессистемно стрелять глазами, испепеляя взглядом и доказывая, что любой деструктив ей по плечу. С созиданием сложнее.
Конфликт между людьми и паранормалами, и конфликт в среде х-диаспор, осложняется шекспировской дилеммой «быть, или не быть? мутантом». Выбор неизбежен, лекарство для развоплощения становится оружием. Но зачем нужна сама разрекламированная битва, если есть дама с такими способностями, что пожелай она смерти всему человечеству — и Армагеддон свершится? Отставим эту даму в сторонке, чтобы она стояла и смотрела в анабиозе, как ее соплеменников пачками кидают на амбразуру противнику. Битва — это апогей третьей части, без нее фильм бы не состоялся, и не носил бы того названия, какое носит. Никак без битвы нельзя. Или надо даму убрать куда подальше — вот и убрали в анабиоз, до поры.
Всего-то, поменяй местами некоторые сцены, и появится хоть какое-то подобие разумности. Их сценаристам никто не говорил, что с сюжетом нужно и можно работать? Пояснила бы примерами, но не буду спойлерить, так что поверьте, пожалуйста, на слово: счастье было возможно. А еще замени Холли Берри, появляющуюся по поводу и без, на более содержательные моменты — фильм бы только выиграл.
Но Берри на роль согласилась исключительно ради себя самой, а не проекта. Теперь ее много, а фильма мало. Дайте, дайте барышне себя показать! То она в саду гидромецентр наводит, то надгробные речи произносит, то становится домоправительницей — за шо такое счастье? каждые десять минут возникает из ниоткуда, практически, чтобы закатить глаза, полетать или что-нибудь сказать, к делу не относящееся. Боже ты мой! Времени в обрез, нельзя так бездарно им распоряжаться!
В чем смысл? У Сингера он все же прослеживался, с существенной поправкой на специфику комикса. Но мало у кого язык поворачивался сравнить экранизацию «Людей Икс» с тупейшим ширпотребом вроде «Фантастической четверки». Ярко и бестолково. Рэтнер сделал невозможное, уповая на себя, талантливого, и на других таких же талантливых, как он: угробил заключительную часть трилогии, поражая редкостной маразматикой непроработанного материала. Поиздевался над комиксом, который он должен ненавидеть всем сердцем, чтобы наворотить того, чего наворотил. Или же на монтажном столе сокращали-резали так, что вырезали всю суть с корнями, лишь бы втиснуть содержимое в назначенный хронометраж. Оставили для употребления сумбур и ляпы. И спецэффекты, само собой. Но фильм по-прежнему представляет ИГРОВОЕ кино. А одними спецэффектами оно живо не будет.
Кинодеятели, вестимо, считают, что нынешняя аудитория захавает и переварит все, что ей не дай, да еще и поблагодарит стократно. Достаточно намешать пару-тройку крепких мордобоев, немного компьютерной графики, чего-то, похожего на экшен, красивостей вроде панорамных видов, нехилых дядек с крыльями белого голубя мира — и але-ап! Готово! Жонглируют штамповками, и как фокусники достают из рукава заготовленные тузы в виде абсолютно не оформленных рокировок. Так скоропостижно загрызают всяческую память о предшественнике, занимая его место. А тут вдобавок к перечисленному вклинивается немаловажный фактор: поспешишь — людей насмешишь.
Вместо толики драматизма — тонны стебалова, вместо диалогов невразумительный лепет умалишенных, вместо полнокровных обитателей блокбастера — фигуры бледного свойства, вместо блокбастера — высокобюджетная подделка. В организацию пышных похорон лучшего до этих пор комикса, свой вклад внесли все его делатели: оператор слыхом не слыхивал, что давно изобрели штатив, (а что это?); композитор музыку писал не к конкретному фильму, а в творческих муках от нечем заняться; актеры отбывают повинность, поскольку играть им нечего, и некого - персонажи обезличены, обездушены. Зато они упакованы в латекс, чтобы эротишно и покрасивше. Гламур, гламур, кругом гламур, и полный фэшн. Вот вам зрелищность. Вот, на что деньги потрачены — на латекс, не иначе.
Плюс трудности перевода для наших горе-толмачей, на кол их посадить… Итак все плохо — еще и они масла в огонь подлили. Увидели, что переводят, и не стали стараться, предположу. Не дружа с юмором глядеть на все это невозможно. Единственная радость — летающий мост. Но мне одной радости маловато будет. Поэтому в моем сердце «Люди Икс» навсегда останутся дилогией. А «Битвы» не было, не было, не было… Смотрите САМИ. Мое мнение — не Ваше.
| Екатерина Русанова